Учебный план (краткое описание)
Блок № 1. Журналистика. СМИ.
Занятие №1. Вводное занятие. Что такое журналистика и СМИ. Чем эти понятия отличаются друг от друга. Жанровая система журналистики.
Занятие №2. Жанр информационной заметки. Структура информационной заметки.
Занятие №3. Что такое целевая аудитория? Как определить интересы своей целевой аудитории? От чего они зависят и как формируются? Виды читательской аудитории. Коммуникация между читателем и журналистом: виды и особенности.
Занятие №4. Репортаж как жанр информационной журналистики. Специфика «газетного» репортажа. Структура текста. «
Занятие №5. Особенности современного репортажа. Репортаж в сети и на газете: отличия и сходства.
Занятие №6. Структура современного печатного и интернет-издания. Оформление, рубрикация, оформление заголовочного комплекса. Особенности СМИ в интернете. Конвергентные СМИ.
Занятие №7. Что такое пресс-конференция. Задачи, функции, особенности пресс-конференции.
Занятие №8. Практическое задание: игра в пресс-конференцию (ролевая игра).
Занятие№9. Интервью – жанр информационной журналистики. Интервью и беседа: отличия и сходства. Виды интервью. З
Занятие №10. Типичные ошибки в интервью. Признаки хорошего и плохого интервью.
Конец 1 блока. 11 занятие – тест по информационным жанрам. Коллоквиум по пройденным темам, проверка приобретенных навыков.
Блок № 2. Аналитика. История. Современность.
Занятие №12. История журналистики – часть 1. Протожурналистика в России. Появление книгопечатания. Первые газеты в России. Петровская журналистика и наука. Лекция.
Занятие №13. Аналитические жанры журналистики. Понятие «проблема» в журналистике. Специфика и виды журналистских жанров.
Занятие №14. Статья как жанр информационной журналистики. Структура статьи. Аргументация. Виды аргументов и их расположения в теле статьи.
Занятие №15. Аналитический комментарий и обозрение как аналитические жанры. Особенности и структура.
Занятие № 16. Стилистика аналитических жанров. Понятие стиль. Стили русского языка. Особенности речевого поведения журналиста. Воздействующие компоненты в речи. Оценка. Объективность.
Занятие №17. Лекция по истории русской журналистики. Журналистика после Петра I. Появление первых частных изданий. Специфика толстых журналов. Журналистика 18-19 веков. Первые цензурные уставы.
Занятие № 18. Картина мира и информационная повестка дня.
Занятие №19. Ролевая игра – ток-шоу.
Занятие № 20. Лекция по истории русской журналистики. Журналистика на рубеже 19-20 веков. Послереволюционная журналистика. Временные правила о печати. Появление партийной прессы. Журналистика в военный и послевоенный период. Журналистика в эпоху железного занавеса.
Конец 2 блока. 21 занятие – тест по истории русской журналистики, коллоквиум по аналитическим жанрам.
Блок № 3. Публицистика. Риторика. Творчество.
Занятие № 22. Художественно-публицистические жанры. Понятие «образность» и «изобразительность». Задачи и функции художественно-публицистических жанров. Виды и характеристика. Понятие «творчество». «Факт» и «вымысел» в журналистике.
Занятие № 23. Очерк как художественно-публицистический жанр. Проблемный, путевой и портретный очерк. Структура публицистического текста. Категория автора. Речевые особенности художественных жанров.
Занятие № 24. Зарисовка и эссе как жанр художественно-публицистической журналистики. Эссе и зарисовка в современных СМИ: в газете, интернете, на телевидении и на радио. Задачи и особенности художественно-публицистических жанров.
Занятие № 25. Жанр рецензии. Литературно-критическая и журналистская рецензия. Особенности и структура рецензии.
Занятие № 26. Сатирические жанры журналистики. Фельетон и памфлет.
Занятие № 27. Публичное выступление. Вербальные и невербальные особенности выступления. Ключевые принципы эффективной коммуникации.
Занятие № 28. Самопрезентация. Практическое занятие.
Занятие № 29. Лекция по истории русской журналистики. Журналистика эпохи перестройки. 90- е годы: журналисты и информация. Рубеж 20 – 21 века – появление закона «О СМИ».
Занятие № 30. Современная журналистика: виды и особенности. Законодательство о СМИ. Источники права о СМИ. Правовые особенности СМИ в России.
Конец 3 блока. Занятие 31 – тест по истории и праву журналистики, коллоквиум по художественно-публицистическим жанрам.
Блок № 4. Этика. Расследования. Верстка.
Занятие № 32. Этика журналистики. Прохождение теста на анализ представлений студента об этике в СМИ.
Занятие № 33. Ролевая игра.
Занятие № 34. Журналистское расследование. Определение понятия. Виды. История.
Занятие № 35. Проведение журналистского расследования.
Занятие № 36. Ролевая игра: расследование.
Занятие № 37. Верстка. Особенности газетной верстки. Рубрикация, цветовое решение, полосы, колонки, знаки.
Занятие № 38. Изобразительные компоненты в газете: фотография, рисунки, графика, карикатуры, инфографика. Задачи, особенности, функции. Подбор и выбор иллюстрации. Фоторепортаж как жанр журналистики.
Занятие № 39. Структура редакции. Учредитель/издатель. Главный редактор/редактор отдела. Специальный/собственный корреспондент. Фотокорреспондент/билльдредактор. Верстальщик/дизайнер/корректор.
Конец 4 блока. Занятие № 40 – игра ЧГК.
Блок № 5. Универсальный журналист. Практический блок.