Бессмертный подвиг Ленинграда. О том, как в Петербурге отпраздновали День снятия блокады, в репортаже Юлии Мурашовой.

Вы когда-нибудь были на Пискаревском кладбище? До этого дня я не заезжала в эту часть нашего города, не приходилось.

Сегодня пасмурно, но совсем не холодно, даже ветер не колышет лысые деревья на остановке «Мемориальное Пискаревское кладбище». На этой станции выходят 15 школьников. В руках у них гвоздики, завернутые в газету, и открытки от ребят из начальной школы. Ветеранов тут уже сложно увидеть, но кладбище в этот день посещают все те, кого так или иначе затрагивает эта тема: военные, родственники погибших, туристы.

Мы переходим дорогу на четную сторону проспекта Непокоренных. Тут пахнет едой, я замечаю полевую кухню. Правда, в очереди стоят в основном ветераны с правнуками. С моими знакомыми по школе мы вынимаем гвоздики из газеты. Туманный парк кажется багровым от изобилия наших цветов. Представьте, музыка играет на кладбище. Она как звук метронома тихо и чинно сопутствует разведению караула у вечного огня. Огонь горит желто-оранжевой краской. А взор солдат устремлен в мирное небо.

Родина-мать ждет караван из детей. Поэтому мы спускаемся в низину парка и идем вдоль братских могил и мемориалов. Музыка нарастает. Мы окончательно погрузились в пар от тумана, будто последнее теплое дыхание блокадного ленинградца навсегда осталось тут. Вдоль аллей, которые ведут нас к памятнику, лежит много цветов, а вот людей тут гораздо меньше. Торжества здесь были рано, около 9 часов утра. А сейчас уже 12… По аллее бежит мужчина лет 40, мне кажется, у него обеденный перерыв на работе. Он быстро переступает с ноги на ногу, в руках у него охапка алых гвоздик, которую он ставит у мемориала.

Тут очень много тех детей, которые были рождены сразу после войны, они приходят чтить память своих родителей. А мы здесь уже вспоминаем наших прабабушек и прадедушек. Мемориал ломится от цветов. Тут есть цветы от президента, муниципальных глав и различных организаций. Но те обычные гвоздики от школьников имеют не меньшую ценность, когда лежат у мемориала в этот день. Одна бабушка бросилась в слезы. Интересно, как звучит ее история блокады? Вдруг девочка из нашей компании завела разговор с проходившим мимо пенсионером. Ему на вид лет 65. Оказалось, что он приехал в Петербург на несколько дней из Благовещенска. С его слов, ему всегда было очень интересно увидеть наш город, а такой светлый праздник стал достойным поводом для приезда. Из его уст мы также услышали о новом Байконуре в Благовещенске. А потом сделали совместное фото и подарили ему открытку в память о Петербурге.

По дороге обратно мы раздавали открытки ветеранам. У кого-то становились влажными глаза, кто-то молчал, а у кого-то приподнимались уголки губ. Мы раздали все, что у нас было, кроме одной открытки и двух гвоздик. Теперь они лежат на выходе с Пискаревского кладбища, как память неизвестному солдату.

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя, Ленинград,

Колыбель революции.

Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,

Так их много под вечной охраной гранита.

Но знай, внимающий этим камням:

Никто не забыт и ничто не забыто.

Ольга Берггольц

Юля Мурашова

Редактор Анна Андрипольская